@kolm_zemlekop
Как при Covid19 убивает не вирус, и как мы научимся спасать людей
Протоколы лечения Covid19 сильно поменялись за последние месяцы. Врачи многое поняли: они разочаровались в лекарствах против малярии и гриппа, предупреждают об опасности ИВЛ и стремятся переводить на вентиляцию как можно меньше пациентов и как можно позже. Они начали, по сути, лечить другую болезнь – не столько вирусную пневмонию, сколько последствия заражением вирусом: цитокиновый шторм и массовые тромбозы сосудов. В новом выпуске я пытаюсь подглядеть через плечо трем очень разным специалистам и узнать: где, прямо сейчас, проходит линия фронта, и чего можно ждать дальше.
Главный кардиолог Москвы и специалист по свертыванию, главврач больницы #23 им. Давыдовского, профессор Елена Васильева в мирной жизни исследует, как макрофаги и цитокины запускают тромбозы в сердечной мышце при инфаркте – а сегодня ее больница спасает людей от ковида, где видны удивительно похожие механизмы. Она вспоминает эпоху из своей юности, когда еще не было рандомизированных исследований и прямо на лету учится гасить цитокиновый шторм и бороться с массовыми тромбозами.
Физик и специалист по свертыванию, профессор физтеха, физфака МГУ и Университета Пенсильвании Фазли Атауллаханов считает, что весь мир неправильно меряет свертываемость. Он собрал 50 добровольцев, умеющих держать в руках лабораторную пипетку-дозатор, расселил их в квартирах рядом с больницами, и запустил круглосуточное исследование крови московских больных, в попытке доказать: им нужен другой (его собственный) тест и другие дозы антикоагулянта.
Доброволец с пипеткой-дозатором в руках, а в мирной жизни – научный журналист Ася Казанцева, по ночам исследует кровь больных в Троицке, а днем пытается доучиваться в магистратуре университета Бристоля, читает лекции и скучает по коту, оставленному в квартире на Петроградке. Из выпуска вы узнаете, почему ей пришлось коротко постричься.
В качестве утешения для Аси выступает последний гость подкаста, самая маленькая кошка Западного полушария, чилийский кодкод (Leopardus guigna), чей голос был записан впервые в истории. Очень похож на какую-то курицу, честно говоря.
Сейчас болеть явно лучше, чем в марте: врачи и ученые узнали гораздо больше про Covid19 и лучше умеют лечить. Еще лучше заболеть ближе к осени, когда скорее всего научатся не доводить часть тяжелых случаев до клиники, а будут лечить амбулаторно на более ранней стадии. Ну или дождаться вакцины, хотя это явно не завтра.